Фон Триер и Бьорк обменялись обвинениями: «сложная женщина» и «домогавшийся датский режиссер»
На волне скандала, поднявшейся вокруг голливудского режиссера-оскароносца Харви Вайнштайна, которого звезда сериала «Все женщины – ведьмы» Роуз Макгооуэн обвинила в изнасиловании, после чего на него посыпались обвинения в харасменте (термин, обозначающий в американской юриспруденции сексуальное домогательство, сексуальную дискриминацию на рабочем месте. – Авт.) от других актрис, известные женщины во всем начали разоблачать домогавшихся их влиятельных людей.
Звезды, подбодренные поступком Макгоуэл, решились публично рассказать о подобных случаях, которые произошли лично с ними. Так, ряды обвинительниц режиссеров в харасменте пополнила и исландская певица Бьорк. На своей странице в «Фейсбуке» исполнительница опубликовала откровенный пост, в котором упоминается некий «датский режиссер», жертвой домогательств со стороны которого в свое время она стала. Бьорк не называет открыто имени обидчика, но известно, что единственный датчанин-режиссер, с которым она работала в качестве актрисы, – это Ларс фон Триер, который снимал исландку в своей картине «Танцующая в темноте», ставшей культовой.
«Когда я вошла в профессию актрисы, то для меня стало
совершенно очевидным, что унижение меня и роль менее значимого существа, в
отношении которого совершается харасмент, были нормой и догмой для режиссера и
большинства людей из его команды, которые разрешали это и поощряли», – написала
певица. «Я узнала, что это обычное дело, когда режиссер может трогать, когда
ему захочется, и совершать харасмент по отношению к своим актрисам. И что
институт кино это позволяет. После моих неоднократных отказов режиссер стал
сердится на меня и наказывать, создав для своей команды впечатляющую сеть
иллюзий, где я была подана им как «сложная», – поделилась звезда. Со слов
знаменитой исландки, не поддаться на давление режиссера ей помогло лишь то, что
у нее никогда не было актерских амбиций и, соответственно, терять ей было
нечего. Чтобы прийти в себя после
пережитого, у Бьорк, по ее признанию, ушло около года времени. И ей искренне
хотелось бы верить, что, получив от нее от ворот поворот, этот датский режиссер
с той поры иначе вел себя с актрисами.
Отметим, то, что между Бьорк и фон Триером в 2000 году во время съемок «Танцующей
в темноте» отношения были напряженными, – вовсе не тайна. Они ругались на
съемочной площадке из-за всего. В частности между ними возникла размолвка из-за
одежды, которую должна была одеть героиня Бьорк. Дошло до того, что
певица-актриса порвала платье и съела несколько лоскутков.
Бьорк отметила, что поделиться собственной историей ее
вдохновили женщины, которые стали открыто говорить о харасменте. В свое время
она высказалась от фон Триере: «Есть предостаточно сексистских режиссерев, к
примеру, Вуди Аллен или Стенли Кубрик, но они все равно остаются теми, кто
вдыхает жизнь в их фильмы. В случае Ларса фон Триера это не так, и он отлично
об этом знает. Ему нужна женщина, чтобы придала его работе душу. И он завидует
и ненавидит их за это. Из-за чего в процессе съемки пытается уничтожить,
спрятав при этом улики».
Услышав такое о себе, режиссер отмалчиваться не стал. На
предположения общества, что под «неким датским режиссером», домогавшимся ее,
Бьорк имела в виду именно его, фон Триер возразил в комментарии СМИ: «Ничего
подобного. Но друзьями мы не были, это однозначно». Также прокомментировал
заявление Бьорк и Петер Ольбек, продюсировавший кинокартину, главную роль в
которой сыграла певица. «Насколько я помню, жертвами на площадке были как раз
мы (продюсер с режиссером. – Ред.). Поскольку эта женщина была сильнее, чем
Ларс, чем я и чем мы, вместе взятые. Ее диктат присутствовал во всем, и она
едва не запорола съемки фильма стоимостью 100 млн крон!» – отметил Ольбек,
ставший на защиту фон Триера.
Текст: Е. Скобелева