Космическое ракетостроение понесло большую утрату
07.03.2009 19:33 / Наука / Прочли: 2471 человек
В Самаре ушел из жизни соратник Сергея Королева, видный конструктор ракетно-космической техники, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Госпремий СССР и РФ, долгое время являвшийся генконструктором Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ "Прогресс") Дмитрий Ильич Козлов.
Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя Роскосмоса.
История освоения космоса началась для Козлова в 1946 году, когда окончившего спецкурс по ракетной технике 27-летнего специалиста отправили в Германию разбираться с ракетной программой Вернера фон Брауна "Оружие возмездия", или "Фау-2".
От немецких ракет тогда практически ничего не осталось, и воссоздавать сложную машину без технической документации поначалу казалось делом невозможным, однако под руководством Королева удалось собрать и отправить в подмосковные Подлипки около десятка несобранных ракет "Фау-2", на основе которых была создана советская ракета Р-1, родоначальница знаменитой Р-7, и современного "Союза".
Всего через пять лет Козлов стал ведущим конструктором по Р-5, первой ракете с ядерной боеголовкой, а в 1953-м стал работать по проекту межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая позволила обеспечить паритет СССР с США в разработке МБР и положить начало практической космонавтике и полету Юрия Гагарина.
В 1958 году Королев направил Козлова в Куйбышев организовывать на самолетостроительном заводе 1, известном теперь как ЦСКБ "Прогресс", конструкторское бюро и налаживать серийное производство ракет Р-7.
В Куйбышеве родились новые решения в конструкции Р-7. На базе "семерки" были созданы ракеты-носители "Восток", "Восход", "Молния", "Союз", и более двадцати типов спутников военного и гражданского назначения.
Здесь же родилось совершенно новое направление - космическая разведка. В 1962 году с Байконура был запущен первый советский спутник-разведчик, вся документация по которому вскоре была передана Козлову.
С тех пор в Куйбышеве было создано несколько поколений разведывательных спутников, не считая "народно-хозяйственных", то есть абсолютно мирных "Фотонов", "Ресурсов" и "Бионов".
Под руководством Козлова в Куйбышеве был разработан и спутник "Янтарь", благодаря которому появилась возможность получить визуальную информацию высокого разрешения с использованием системы многоразовой доставки контейнера с пленкой. В итоге некоторое время снимки из космоса НАСА закупало у СССР.
Не без участия "фирмы Козлова", как стали называть ЦСКБ "Прогресс", в 1972 году СССР удалось заключить с США первый договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Об ограничении начали говорить еще во времена Никиты Хрущева, но все упиралось в нежелание руководства СССР допустить в страну иностранцев для инспекторских проверок выполнения условий предполагаемых договоров.
Из тупика появился выход, когда у США и Советского Союза появились спутники-разведчики. Руководитель строго засекреченного тогда еще куйбышевского филиала Особого конструкторского бюро 1 Дмитрий Козлов продемонстрировал руководству СССР детальные фотоснимки стартовых позиций американских межконтинентальных баллистических ракет "Титан" и "Минитмен", аэродромов с эскадрильями стратегических бомбардировщиков, военно-морских баз. Эти снимки, сделанные куйбышевскими космическими фоторазведчиками, оказались решающим аргументом.
До сих пор ни одна космическая фирма мира не обеспечила столько успешных полетов пилотируемых и автоматических аппаратов, как это сделала самарская "фирма Козлова", на счету которой более 1600 успешных запусков в космос ракет-носителей, вывод на орбиту и возвращение на Землю свыше 870 объектов.
Похороны Дмитрия Козлова пройдут в Самаре в дни праздников. Решено, что Дмитрий Козлов останется почетным генеральным конструктором "ЦСКБ-Прогресс" - теперь уже навсегда.
_______________________________________________
Дмитрий Ильич Козлов, крупный конструктор и ученый в области ракетно-космической техники, член-корреспондент Российской академии наук (1984 г.), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1979 гг.), лауреат Ленинской премии (1957 г.). Государственных премий СССР (1976, 1983 гг.) и Государственной премии Российской Федерации (1994 г.), доктор технических наук, профессор, начальник и Генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро.
Дмитрий Ильич Козлов родился 1 октября 1919 года в городе Тихорецке Краснодарского края в семье рабочего. Учился в Ленинградском военно-механическом институте. Во время Великой Отечественной войны доброволец Ленинградского народного ополчения, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах.
В 1946 году после работы в составе Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники начал работать в КБ завода 88 им.Калинина (СКБ НИИ-88, преобразованное в 1951 году в ОКБ-1) инженером-конструктором под руководством С.П.Королева. Д.И.Козлов автор более 150 научных трудов и изобретений, посвященных теоретическим и экспериментальным исследованиям построения и проектирования сложных автоматических космических комплексов и входящих в их состав систем. В течение многих лет он возглавлял кафедру "Летательные аппараты" Самарского государственного аэрокосмического университета.
Д.И.Козлов награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями. В 1989 году удостоен звания "Заслуженный работник промышленности СССР" (нагрудный знак 1). Д.И.Козлов почетный академик Инженерной академии РФ, почетный академик Академии технологических наук РФ, заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный гражданин города Самары.
Текст:
В.Андреева