Изменения в структуре оптовой торговли на продуктовом рынке
За последние два года в структуре оптовой торговли продуктами питания относительно длительного срока годности все больше сделок совершается через интернет- магазины.
Продовольственные товары в 2015 году и первом квартале 16 года продемонстрировали один из самых высоких темпов роста в сфере интернет- торговли в целом, в том числе и в оптовом сегменте.
Экономический кризис последних лет никого не оставил в стороне – ни крупные торговые сети, ни мелкие магазины, ни рядовых покупателей. Ситуация такова, что все стали вынуждены буквально считать, пересчитывать и дорожить такими суммами, ради которых раньше не стали бы даже тратить время на сколько-нибудь серьезный учет.
Наверное, в самом сложном положении оказались владельцы небольших оптовых компаний и несетевой розницы. Строго говоря, небольшое торговое предприятие всегда довольно уязвимо, потому что даже незначительные колебания в спросе или в закупочных ценах тут сразу же приводят к серьезным потерям выручки. Справедливо это утверждение и для продуктовой сферы бизнеса. В структуре их торговли всегда есть категория товаров самого активного спроса, например, алкоголь (точнее, водка), хлеб и продукты мясопереработки с коротким сроком годности (колбасы), молочная продукция и товары постоянного стабильного спроса с длительным сроком хранения, например, мука, чай, крупы, растительное масло и различные консервы. Среди бакалейных продуктов еще в докризисные годы определились лидеры спроса – например, растительное масло «Олейна», крупы компании «Мистраль», белорусское сгущенное молоко и мясные консервы (различные производители), калининградская тушенка нескольких известных марок. Если, например, владелец решается купить тушенку оптом для своей торговой точки, то он просто обязан соотносить покупательские предпочтения и конъюнктуру рынка. Применительно к деловой практике это означает, что, планируя свой бизнес, владелец магазина не обладает совершенной свободой выбора: главное для него – скорость оборота. Если продавец точно знает, что тот или иной конкретный товар обладает высокой ликвидностью, то выбор какую купить тушенку для него будет ограничен списком всего из 2-3 наименований общепризнанных марок, зато гарантированно продаваемых.
На практике это обязательно вынудит продавца искать способы минимизации своих затрат, главный из которых – минимизация закупочных цен.
Строго говоря, способ тут только один – нужно подвергнуть кардинальной переоценке собственную закупочную политику приобретения продуктов постоянного спроса. К сожалению, ситуация на продуктовые страны довольно изменчива, поэтому однозначного способа, способного в корне решить эту проблему, нет. Но анализ всех динамических подвижек рынка все-таки способен задать нужное направление поиска.
К первоочередным действиям в таких случаях обычно относится оптимизация расходов.
Это, безусловно, целесообразный метод: сокращение цепочки поставщиков, как правило, положительно сказывается на объеме выручки.
Разумеется, предпочтительнее всего организовать прямые поставки от производителя. Но – к слову о неоднозначности! – не всегда и не во всякой ситуации это принесет реальную выгоду. Действительность может оказаться гораздо вариативнее.
Дело в том, что в так называемые «тучные годы» российский бизнес успел обрасти значительной и весьма развитой сетью перекупочных организаций, и нельзя сказать, что это так уж однозначно плохо. Они сыграли роль агрегаторов, куда стекалась информация о спросе и способах ее удовлетворения, в них работали квалифицированные сотрудники, которые постоянно мониторили рынок и тем самым стимулировали существенную часть сделок.
С началом кризиса все изменилось. Значительное количество владельцев небольших торговых компаний и несетевой розницы захотело работать напрямую с производителями. В ряде случаев это вызвано стремлением снизить закупочную цену, в других сохранить в своем прайсе товар, пользующийся покупательским спросом. Последний вариант возникает в случае перебоев в поставках у дистрибьютора в том или ином регионе. Спрос со стороны мелкого бизнеса и несетевой розницы заставил производителей активно развивать интернет -магазины. Для них были разработаны специальные предложения по оптовым интернет-покупкам продуктами питания, которые, как показала практика, были хорошо восприняты рынком и привели к оживлению этого сегмента торговли.
Учитывая встречный интерес к оптимизации собственных расходов со стороны всех участников оптовых сделок, можно с уверенностью сказать, что найти для себя вариант удачной сделки вполне реально даже для представителей небольших торговых точек. Безусловно, «полновесная» оплата транспортных расходов до места назначения для таких точек убыточна (если речь идет о партиях мелкого опта). Однако транспортные компании, также заинтересованные в увеличении оборотов собственного бизнеса, стали предлагать весьма бюджетные варианты доставки. В этом случае транспортные компании работают по принципу предварительного комплектования, когда большегрузный транспорт загружается товарами для разных торговых точек и разных владельцев, объединенных географической близостью. В свою очередь, компании-производители также идут навстречу покупателям и предоставляют бесплатную доставку до транспортных компаний, что позволяет экономить и на этой статье расходов.
Совместные покупки розничными покупателями посредством интернет-торговли за последние годы стали важным источником поступления оптовых заказов, демонстрируя уверенный, а по некоторым позициям - стремительный рост. За последние годы рост сделок по совместным покупкам составил от 25 до 35% в разных областях России, т.е. это очень серьезный экономический ресурс.
Принцип действия групп совместных покупок уже достаточно хорошо известен. Такие группы собираются для коллективного приобретения каких-либо товаров, подразумевая получение денежной выгоды от приобретения товаров по оптовым ценам, недоступным для розничных покупателей. Кроме того, совместные покупки позволяют выбирать и приобретать товары, без преувеличения, по всей стране и даже миру – технологии интернета это легко позволяют, а найти выгодный товар с адекватной логистикой - также решаемая с помощью и интернета задача.
К числу самых популярных товаров, приобретаемых в группах совместных покупок, относятся товары для детей (особенно одежда) и продукты питания, особенно консервы оптом и оптовые закупки сублимированной продукции.
Причины активного всплеска совместных покупок понятны – они позволяют реально экономить семейный бюджет. В среднем цена за товар, приобретенный в группах совместных покупок, обходится на 40% дешевле (но это самые средние цифры). Для огромной массы населения такие размеры экономии оказались просто спасительным выход в кризисные времена, от выгод которого невозможно отказаться.
Кроме того, совместные покупки позволяют выбирать и приобретать товары, без преувеличения, по всей стране и даже миру – технологии интернета это легко позволяют.
Кризис заставил и производителей изменить свое отношение в СП: их всячески приветствуют и поощряют, предлагая им приобретение товаров по гибкой ценовой политике, специально для них разработанной.