Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор о современном антисемитизме и методах борьбы с ним
В XXI веке проблема нетерпимости и экстремизма стоит очень остро, и эту проблему ни в коем случае нельзя недооценивать, убеждён президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Моше Кантор.
Не менее важным Вячеслав Кантор считает и проблему равнодушия к этой проблеме. Сам Кантор в этом случае цитирует Джона Кеннеди, президента США, который ещё в 1961 году сказал о том, что для победы зла необходимо только одно – бездействие хороших людей. Именно против такого бездействия выступал и продолжает выступать Вячеслав Моше Кантор.
75 лет спустя
Несмотря на то, что цитата Кеннеди кажется актуальной на все времена, Вячеслав Кантор всё же напоминает: свою речь президент США произнёс в 1961 году, когда была ещё свежа память о Холокосте, как и память о тех бедах и той катастрофе, что принесло бездействие большинства людей и стран перед лицом экстремизма, расцветшего в 1930-е годы. Об этом самом бездействии, как и в целом об опасности недооценки той угрозы, что представляли собой экстремистские и антисемитские взгляды, рассказывали в те годы многим новым поколениям молодых людей.
Однако, вынужден констатировать Вячеслав Моше Кантор, годы прошли, и ситуация изменилась. В 2020 году весь мир отмечает уже 75-ю годовщину окончания Холокоста и Второй мировой войны, и с каждым годом всё уменьшается и уменьшается число тех, кто был живым свидетелем этих событий. Не исключено, говорит Моше Кантор, что уже к следующему памятному юбилею, спустя всего пять лет, таких свидетелей не останется вовсе. Вместе с этими людьми уходит и живая память о событиях, которые по праву считаются одними из самых чудовищных в истории человечества – они превращаются в историю и отодвигаются от нас, начинают казаться всё менее значительными и реальными. Вячеслав Моше Кантор, однако, отмечает печальную закономерность: вместе с тем, как стирается память о событиях Холокоста, вновь начинают набирать силу и антисемитизм, и экстремизм в целом. Пищей для них служат прежде всего человеческая необразованность и природная злоба отдельных людей, говорит Кантор, а также некая непобедимая тяга к тому, чтобы строить теории заговоров и искать виновных во всём и всегда. Таким образом, подчёркивает Вячеслав Моше Кантор, даже само событие – освобождение узников лагерей смерти, в частности Аушвица (Освенцима) – становится лишь одной из тем в информационных манипуляциях и риторике популистов, причём темой проходной.
А тем временем, напоминает Вячеслав Кантор, антисемитизм сегодня оказывает самое прямое влияние на обычную жизнь евреев по всей Европе, а уже и по всему миру. Так, подавляющее большинство евреев, опрошенных в рамках исследования Агентства Евросоюза по основным правам в 2018-2019 годах, заявляют о том, что в самом прямом смысле не чувствуют себя в безопасности. Исследователи и эксперты отмечают и тот факт, что во многих странах мира стали гораздо спокойнее реагировать на то, что ещё несколько лет или десятилетий назад казалось бы возмутительным и недопустимым.
На эту ситуацию самое прямое влияние имеет и то, с какой скоростью развиваются наши информационные технологии, убеждён Вячеслав Моше Кантор. В сети интернет злоумышленники пользуются анонимностью, а в социальных сетях даже самые замкнутые экстремисты-одиночки находят единомышленников и создают общности под флагом гнева и ненависти к тем или иным группам людей.
Почему ненависть растёт?
Среди причин, которые имеют непосредственное влияние на ситуацию и общий рост нетерпимости в обществе, Вячеслав Моше Кантор легко называет сразу несколько. Прежде всего, отмечает Кантор, мы живём в так называемую эпоху пост-правды, когда любая информация может быть искажены и искажается, доносится изменённой, либо в целом любой человек оказывается настолько этой информацией перегружен, что отличить правду от манипуляций практически невозможно. Кантор добавляет к этому и тот факт, что пропасть между богатыми и бедными в современном мире постоянно расширяется, и в результате мы получаем среду, очень благодатную для пропаганды нетерпимости и ненависти, для обвинений и поиска виноватых во всех бедах. Таковыми козлами отпущения нередко становятся как еврейские общины, так и другие группы людей, которые ни в чём не виноваты, но оказываются под потоком клеветы, отмечает Моше Кантор.
Экономические проблемы и общая нестабильность в этой сфере, по мнению Вячеслава Моше Кантора, оказали и ещё одно значимое влияние – а именно влияние на «средний класс», который за ход истории уже не раз доказал себя как самый взвешенный, центричный и разумный оппонент любым проявлениям радикальных и экстремистских тенденций. Однако общее падение уровня жизни, отмечает Кантор, сегодня вынуждает этих людей концентрироваться на собственных проблемах и вопросах выживания, жертвуя в угоду этому попыткам поддерживать и обеспечивать социальную стабильность. Таким образом, подчёркивает Вячеслав Кантор, у крайних взглядов просто не остаётся активной оппозиции, в результате чего они и процветают сегодня.
Однако, несмотря на объяснимость происходящего, Вячеслав Моше Кантор не считает, что с таким положением вещей нужно смиряться. Напротив, уверен Кантор, именно сегодня так важно продолжать напоминать людям об уроках прошлого, об истории Холокоста и о том, какой катастрофой может обернуться ненависть. Необходимо просвещение, говорит Кантор, и просвещение это касается не только истории. Чему нужно учить людей, о чём рассказывать, так это о бездействии перед лицом подобных угроз. Останавливать формирование предрассудков, противостоять ложной информации и сфабрикованным обвинениям – вот те навыки, которые необходимо передать новым поколениям, уверен Кантор. Поколениям, которые не знали и не застали большой войны, её немедленных последствий для человечества, а главное – её причин и предпосылок.
Необходимые усилия
Вячеслав Моше Кантор известен как сторонник прежде всего законотворческого и законодательного подхода к разрешению общественных проблем, и в вопросах антисемитизма и экстремизма Кантор придерживается тех же взглядов. Что необходимо странам, где антисемитизм набирает или уже набрал обороты, говорит Моше Кантор, так это законы, которые могли бы помочь самим еврейским общинам защищать себя и быть готовым к борьбе с человеконенавистническими идеологиями. Что именно подразумевает Кантор. Как поясняет он сам, законодательная база в наш информационный век повсеместного распространения ненависти, особенно в киберпространстве, должна быть особенно тщательно продумана и действенна.
Прежде всего, подчёркивает Кантор, правоохранительным органам и службам безопасности различных уровней нужны необходимые полномочия и инструменты для того, чтобы выявлять и нейтрализовать не только непосредственных преступников, совершающих свои злодеяния на почве нетерпимости, но и непосредственно пропагандирующие такие взгляды и идеологии кампании.
Отдельным важным пунктом Вячеслав Моше Кантор считает принятие единого рабочего определения антисемитизма во всех странах Европы – решение, на котором Кантор настаивает уже далеко не первый год. Единое определение уже было одобрено депутатами Европарламента, однако ещё не во всех европейских странах принято на государственном уровне. А тем временем, уверен Моше Кантор, это определение могло бы стать тем самым необходимым инструментом для правоохранителей и судебной системы, с помощью которого можно было бы чётко определить сами критерии антисемитских нарушений и пропаганды, что в свою очередь сильно повысило бы эффективность выявления таких нарушений и их пресечения.
Помимо этого Вячеслав Кантор убеждён и в необходимости того, чтобы приравнять антисемитизм к экстремизму. По сути эти два понятия уже равны и равнозначны, уверен Моше Кантор, ведь они представляют собой одинаковую угрозу для всех людей. Неправильно считать, что антисемитизм – это исключительно «еврейская проблема», говорит Кантор. Чтобы подтвердить его правоту, достаточно вспомнить историю: Холокост был порождён антисемитизмом, однако его жертвы далеко не все были исключительно евреями. Война и Холокост унесли жизни около 50 миллионов человек, а жертвы среди еврейского народа исчисляются в 6 миллионов. Остальные были просто людьми, неевреями, ставшими жертвами политического движения, которое ставило себе целью уничтожение мирового еврейства. Таковы реалии экстремизма, уверен Вячеслав Моше Кантор: он может начинаться, как нетерпимость к какой-то конкретной группе или нации, однако на деле это неизбежно перерастает в более разрушительную силу, и один вид ненависти обязательно прокладывает дорогу и другим видам нетерпимости. Именно поэтому, говорит Кантор, ни в коем случае нельзя покорно принимать какие бы то ни было экстремистские предрассудки или проявления – без сопротивления со стороны «молчаливого большинства» они будут подпитывать и способствовать распространению других идеологий ненависти.
Каков антисемитизм сегодня?
Вячеслав Моше Кантор признаёт: относительно мирные в глобальном смысле годы, последовавшие за окончанием Второй мировой войны, по сути усыпили общественную бдительность и внушили людям чувство безопасности, которое на деле является ложным. Как результат – подъём национализма и других идеологий, которые были немыслимы и считались опасными ещё в недавнем прошлом. С новыми вызовами сталкиваются и те международные организации, что были созданы после войны для поддержания послевоенного консенсуса и мировой стабильности.
Что касается антисемитизма, отмечает Кантор, то сегодня, на фоне угасания и размывания памяти о Холокосте и истинных масштабах катастрофы ненависти, антисемитизм, как и более чем 80 лет назад, вновь становится ходовым политическим инструментом. Правда же об истории Холокоста становится настолько абстрактной, что оказывается беззащитна перед различными манипуляциями и искажениями. Как подчёркивает Вячеслав Моше Кантор, инструментом антисемитизма и искажения исторической правды сегодня охотно пользуются радикалы самых разных мастей, будь они крайне правого или крайне левого толка – неважно. Игнорируя устоявшиеся годами табу, они их нарушают и делают антисемитизм чем-то повседневным, постоянным, обычным и потому допустимым в сознании широких общественных масс. В частности, приводит пример Вячеслав Кантор, в обиход политической пропаганды радикального толка вернулся опыт обвинения евреев не только во всех бедах, но даже в том, что это сами евреи используют антисемитизм для обеления себя и достижения своих целей. Таким образом, подчёркивает Кантор, антисемиты словно бы выставляют себя жертвами неких агрессоров-евреев, и эта практика далеко не нова – просто какое-то время подобные предрассудки считались чем-то недопустимым и откровенно ложным, а сегодня вновь становятся нормальными и даже либеральными.
Тем временем постоянное присутствие антисемитизма как в информационном пространстве, так и в общественном, негативно сказывается на обычной повседневной жизни евреев, говорит Вячеслав Моше Кантор. Еврейские общины по всему миру обеспокоены своим будущим, а сами евреи либо выбирают самоизоляцию и отказываются от каких-либо элементов одежды или видов деятельности, которые определяют их как евреев, либо вовсе покидают страны проживания. Об этом свидетельствуют, в частности, ежегодные отчёты Центра Кантора, работающего при Тель-Авивском университете и занятого исследованиями уровня антисемитизма в мире. Тревожным фактором Вячеслав Кантор считает и то, что антисемитизм усиливается в тех странах, что прежде считались для евреев благоприятными, а отношение к самим евреям в них было в целом благожелательное.
Среди тревожных тенденций Вячеслав Кантор отмечает и ту реальную поддержку и популярность, что набирают популистские политические течения и отдельные политики. Это происходит на волне националистических настроений, изоляционистских настроений и в целом тенденции к призывам ограничить влияние и роль международных организаций, вернув полномочия и главенствующую роль отдельным государственным машинам и правительствам.
Действительно, признаёт Вячеслав Кантор, у людей есть повод опасаться за будущее и быть настороже. Прежде всего, поясняет Кантор, это связано с экономической обстановкой, с падением уровня жизни людей по всему миру, что привело к тому, что перестал действовать общественный договор между гражданами и правительствами. В целом в менталитете людей преобладают сегодня страхи, а не ценности, говорит Вячеслав Кантор, и это могут быть самые разные страхи: бедности, мигрантов, даже обычный страх за свою безопасность и за свою жизнь, обострившийся после усиления террористической активности в последние годы и череды терактов, потрясших многие, даже самые развитые и, казалось бы, безопасные страны. Однако Вячеслав Моше Кантор в этой ситуации обращается прежде всего к представителям власти и политикам – эти страхи людей нельзя эксплуатировать, нельзя использовать их для завоевания краткосрочной популярности и политических очков. Именно сейчас, говорит Кантор, особенно важно продолжать – даже с удвоенными и утроенными силами – прививать подрастающим поколениям этические и моральные ценности, учить молодёжь толерантности и взаимоуважению. Иными словами, говорит Кантор, человечеству нужно сконцентрироваться на тех идеях и убеждениях, что всех нас объединяют, а не настраивают друг против друга.
Что ещё необходимо, подчёркивает Вячеслав Кантор, так это в полной мере признать и осознать проблему нетерпимости и её распространения. И необходимо сделать так, чтобы то самое молчаливое большинство, те самые «хорошие люди» начали действовать.