Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения австрийского художника Густава Климта
Сегодня, 14 июля, поклонники основоположника модернизма в австрийской живописи Густава Климта отмечают его 150-летний юбилей. Скандальные работы художника, которого привлекало женское тело, а все его картины отличает неприкрытый эротизм, и сегодня вызывают неподдельный интерес людей во всем мире.
Густав Климт родился в семье ювелира и художника-гравера Эрнеста Климта 14 июля 1862 года в венском предместье Баумгартен. Он был вторым из семи детей ювелира. Практически все свое детство Густав из-за тяжелой экономической ситуации в стране провел в бедности. Однако и он и еще два его брата из семьи богемского ювелира и матери, увлекавшейся музыкой, стали художниками.
Первые уроки живописи Густав получил от своего отца, а с 1876 года он учился в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности. Его преподавателями там были Карл Граховина, Михаэль Ризер, Людвиг Миннигероде. В училище он специализировался на архитектурной живописи, беря пример с художника исторического жанра Ганса Макарта.
Климт, в отличие от других молодых художников, не отрицал принципов консервативного академического образования. Еще в годы учебы он вместе с братом Эрнстом и другом Францем Матчем украшали фресками театры Карловых Вар, Риека и Райхенберга. В 1983 году художник закончил свое обучение, и в той же компании работал над оформлением здания Художественно-исторического музея и «Бургтеатра». За эти работы в 1888 году Густав Климт был награжден «Золотым крестом» самим императором Францем Иосифом. Тогда же он стал членом Венского и Мюнхенского университетов.
С 1982 года, после смерти отца и брата, Густаву приходится содержать свою многочисленную семью. Тогда же, после встречи с Эмилией Флеге, у художника в творчестве проявился глубоко индивидуальный стиль. Кстати, Эмилия Флеге, несмотря на многочисленные похождения художника, оставалась единственной спутницей Густава Климта до конца его дней.
В 1897 году Густав Климт стал основателем и президентом и Венского сецессиона, изначальной целью которого было привлечение, пишущих в необычной манере, молодых художников, привлечение в Вену работ лучших художников из-за рубежа и популяризация работ группы художников через журнал «Ver Sacrum».
В этой группе существовали самые разные художники, которые в своем творчестве исповедовали разнообразные стили: натурализм, реализм и символизм. Символом группы стала Афина Паллада - образец правосудия, мудрости и искусства. Правительство Австрии поддержало художников и выделило им под постройку выставочного зала участок городской земли в аренду.
Тогда же появляется целая серия пейзажей Густава Климта окрестностей озера Аттерзе, где он ежегодно с 1890 года отдыхал с семьей Флеге. Эта серия ценна тем, что является единственной не фигуральной живописью Климта, но даже в ней он умудрялся сохранить линию основного своего творчества.
Его пейзажи по стилю похожи на изображение его же фигур, так как они содержат те же элементы дизайна. А ценность их в том, что худождник так удачно положил их на полотно, что создается впечатление, что Климт при работе над пейзажами рассматривал их в телескоп.
В 1984 году Густав Климт должен был создать три картины для украшения потолка главного здания Венского университета. К 1900 году работы были закончены, но картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» были подвергнуты жесткой критике. Специалисты называли их «порнографическими», так как Климт изобразил традиционные аллегории с большим уклоном в эротизм. Картины так и не были изданы, и это был последний публичный заказ Густава Климта. Кстати, все эти три картины были впоследствии, в мае 1945 года, уничтожены войсками СС.
Художник же продолжил шокировать тогдашнее общество, создав в 1899 году картину «Обнаженная истина», на которой изображена рыжеволосая девушка с зеркалом в руке. На зеркале цитата из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло».
«Золотым периодом» работы Густава Климта критики называют те работы, которые художник выполнял в византийской манере с большим использованием позолоты. Этот период начался с картины «Дворец Афины», написанной в 1898 году и «Юдифи» - в 1901 году. Однако самой известной его работой этого периода стала картина «Поцелуй» (1907 - 1908 годы).
В эти годы Густав Климт, после путешествия по Италии и осмотра мозаик в Венеции и Равенне, увлекся декоративным искусством в стиле ар-нуво, а его картины отличались золотым фоном и символикой близкой к Византийской. Тогда же художник отделал дворец Стокле, превратив заурядное здание, принадлежащее бельгийскому промышленнику, в один из самых известных памятников ар-нуво. Творчеству Климта принадлежит декоративная отделка столовой этого замка.
Кроме того, в период с 1907 по 1909 год, художник создал целых пять портретов женщин в мехах.
При всей своей известности Густав Климт вел довольно простой образ жизни, посвящая все свое время живописи и своей семье. Поскольку он был знаменит, то получал множество частных заказов и имел возможность выбирать те из них, которые ему были интересны. При этом Климт, как и Роден, старался при помощи аллегории и мифологии замаскировать свою эротическую натуру, но практически все его рисунки выдают неподдельный интерес художника к женскому телу. Его натурщицы чувствовали это и соглашались на любые эротические позы. Многие среди этих дам были проститутками.
В 1911 году его картина «Жизнь и смерть» на Всемирной выставке в Риме получила главный приз. После этого в жизни художника началась черная полоса. В 1915 году умирает его мать, а в 1918 году скончался от пневмонии в Вене и сам Густав Климт, перенесший до этого инсульт. Похоронен Густав Климт на кладбище Хитцинг в Вене. После себя он оставил множество незаконченных картин.
А вот учеников у Густава Климта не было. Он не любил писать о своих методах и видении искусства. Единственное его откровение на эту тему - это сочинение «Комментарий на несуществующий автопортрет», в котором он утверждает, что никогда не писал своих автопортретов лишь потому, что его больше интересовали женщины. В этом же сочинении он советует всем, кто хочет узнать секреты его мастерства, получше рассмотреть его картины.
Творчество Густава Климта интересно и для наших современников. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в 2006 году на телеэкраны вышел фильм режиссера Рауля Руиса «Климт», в котором роль художника сыграл голливудский актер Джон Малкович. Этот фильм, как лучший фильм основной конкурсной программы XXVIII ММКФ, получил приз Федерации киноклубов России.
Не забывают художника и в родной Австрии, где в 2009 году состоялась премьера мюзикла «Густав Климт» с Андре Бауэром в главной роли и Сабиной Найберш в роли возлюбленной художника Эмилии Флеге. Осенью 2012 года премьера этого мюзикла в честь 150-летия Густава Климта пройдет и в Вене.
Текст:
Ю. Орлов